Легендарная английская фирма Aston Martin известна в основном благодаря своим спортивным автомобилям, которые она выпускает начиная с 1914 года. За почти вековую историю фирма неоднократно переживала нелегкие времена и пыталась выжить всеми доступными способами. И тогда за ворота завода в Гайдоне выходили не только спорткары, но и весьма нехарактерные для Aston Martin автомобили. Которые, однако, принесли фирме не меньшую славу, чем спорткары, а их имена навеки вписаны золотыми буквами в мировую автомобильную историю. Одним из таких автомобилей был седан представительского класса Aston Martin Lagonda.
Середина семидесятых годов была для Aston Martin нелегким временем. В 1972 году фирма была выставлена на торги, так как тогдашний её владелец Дэвид Браун, совсем отчаялся получить хоть какую-то прибыль. Год за годом Aston Martin приносил своему хозяину одни убытки, и в конце концов терпение Брауна лопнуло. Бессменно владея Aston Martin с 1947 года, он неоднократно предпринимал попытки сделать фирму хотя бы безубыточной, но каждый раз терпел фиаско. А тут еще разразился энергетический кризис, и число покупателей дорогих и прожорливых спорткаров сократилось до минимума.
Все эти неурядицы привели к тому, что пришедшее на смену Брауну новое руководство решилось на весьма смелый эксперимент. А именно вторгнуться в новый для себя сегмент рынка с роскошным четырехдверным седаном. Или, говоря другими словами, Aston Martin решил сыграть на одном поле с другими английскими аристократами — Jaguar и Rolls-Royce. Объяснялось это тем, что спорткары продавались достаточно вяло, в то время как шикарные представительские седаны пользовались пусть и небольшим, но устойчивым и стабильным спросом.
Проектированием новой машины занялся Уильям Таунс, автор модели DBS. Предполагалось, что новый седан, помимо богатейшей отделки и незаурядных ездовых качеств, будет еще и нашпигован самыми современными системами, такими как бортовой компьютер, сенсорное управление, жидкокристаллические дисплеи, сиденья с электроприводами и электронная коробка передач. Конечно, сейчас этим никого не удивишь, но тридцать лет назад подобные «примочки» были самой настоящей экзотикой.
Машина строилась на удлиненном шасси AMV8 и внешне очень сильно напоминала американские машины представительского класса. Клинообразный кузов, рубленые грани и совершенно нехарактерная для Aston Martin решетка радиатора. Ни дать ни взять, типичный американский дорожный дредноут.
Двигатель, V-образную турбированную 5,3-литровую «восьмерку» мощностью 280 л. с. взяли от модели DBS. Несмотря на внушительные габариты (длина 5,28 м) и вес в две тонны, машина развивала 233 км/ч. Правда, отличалась совершенно зверским аппетитом, поглощая свыше 20 литров бензина на сотню пробега. Новорожденный седан незамысловато назвали Aston Martin Lagonda и в октябре 1976 года представили публике на Лондонском автосалоне. Машина вызвала настоящий фурор и стала самой яркой премьерой автосалона. Правда, публика могла лицезреть лишь предсерийный образец, так как начало производства постоянно откладывалось из-за хронических проблем все с той же электроникой. Так, например, от электронной коробки передач вообще пришлось отказаться и заменить ее обычным трехступенчатым крайслеровским «автоматом».
Как бы то ни было, только в 1977 году были изготовлены первые серийные машины, а первые товарные автомобили попали к своим хозяевам в начале следующего, 1978 года. Машина была настолько востребована, что, даже несмотря на цену в 50 000 фунтов, за ней выстроилась очередь.
Разумеется, покупали ее в основном весьма обеспеченные люди. Несколько десятков Aston Martin Lagonda сразу же отправились на Ближний Восток, в гаражи к султанам и шейхам, еще несколько машин ушли за океан, неплохо продавалась она и в самой Англии. Можно было бы говорить о несомненном коммерческом успехе, если бы не мизерные объемы выпуска. В год изготавливалось чуть менее шестидесяти машин, которые хоть и приносили прибыль, но весьма незначительную. Однако главной своей цели Aston Martin добился: с появлением Lagonda имидж фирмы как производителя «настоящих британских» автомобилей еще более укрепился. Отныне Aston Martin ассоциировался не только с быстрыми и харизматичными спорткарами; фирма доказала, что умеет строить роскошные седаны ничуть не хуже, чем Jaguar, Rolls-Royce и Bentley.
В течение всей своей жизни Aston Martin Lagonda подвергался различным модернизациям и изменениям. В частности, в середине восьмидесятых годов архаичный крайслеровский «автомат» заменили пятиступенчатой АКПП ZF, мощность двигателя была доведена до 310 л. с., и были внесены некоторые изменения в интерьер. Вскоре появился универсал Aston Martin Lagonda Shooting Brakе, но машина получилась настолько уродливой и несуразной, что от производства, в прямом смысле этого слова, «сарая» было решено отказаться.
Последние Aston Martin Lagonda были собраны в 1989 году. К тому времени фирма уже два года принадлежала концерну Ford, и американцы хотели видеть Aston Martin исключительно как производителя спорткаров. Седан высшего класса их мало интересовал, и поэтому Lagonda была отправлена на пенсию. За двенадцать лет производства было выпущено 645 машин, и все они в настоящее время являются коллекционной редкостью. Впрочем, как и любой другой Aston Martin дофордовской эпохи.
В начале девяностых годов была попытка воскресить Aston Martin Lagonda на новом техническом и технологическом уровне. На Женевском автосалоне 1993 года был представлен роскошный концептуальный седан Aston Martin Lagonda Vignale, разработанный дизайнерами Ghia. Но машина, к сожалению, так и осталась концептом, а автомобильный мир, возможно, лишился еще одного автомобиля, который имел все шансы стать таким же легендарным и знаменитым, как и его предшественник.
Однако от выпуска седана в Гайдоне все-таки не отказываются. Уже несколько лет ходят слухи о появлении в модельном ряду Aston Martin четырехдверного купе Rapide. Возможно, именно эта машина и станет своеобразным преемником Aston Martin Lagonda. Время покажет…